Японские куколки из лоскутов в закладки 48
японские куколки сарубобо и хина – как сшить своими руками
Размеры сарубобо могут быть разными. Классический 5х6 см и диаметр круга для головы 7 см.
Вырезаем круг для головы. Прошиваем по периметру.
Набиваем наполнителем и стягиваем.
Вырезаем квадрат для тела.
Складываем квадратик ткани по углам. Отмечаем середину и начинаем сшивать, оставляя немного места для выворачивания и набивки.
Обязательно оставляем отверстие для набивки.
Набиваем наполнителем и потайным швом сшиваем отверстие.
У вас должны получиться голова и туловище
Сшиваем вместе голову и туловище.
Причем вы можете по разному пришить голову: классический вариант:
Или летящий вариант:
Можно сделать одежку для сарубобо. Просто оберните игрушку вокруг талии кусочком ткани.
Из треугольных кусочков ткани делаем шапочки для сарубобо.
Шапочка для куколки:
Сшиваем поп приведенной выше схеме:
Пришиваем шапочку к голове.
Еще один вариант пошива сарубобо:
Здесь нам понадобится квадратная заготовка по 6 см каждая сторона + 2 см квадрат в верхней части выкройки.
Сшиваем каждую ножку, как мы уже делали выше, оставляя незашитым маленький квадрат в 2 см.
Потом сшиваем и стороны маленького квадратика, но оставляем одну из сторон не пришитой (для набивки).
Выворачиваем, набиваем, зашиваем потайным швом отверстие.
Пришиваем голову и сарубобо готов!
Оформление подарка с куколкой “сарубобо”
Японские куколки хина от Шмелёвой Светланы
Каждый год 3 марта в Японии отмечается праздник Праздник девочек, больше известный как “Хина мацури” (Праздник кукол)
Простые и красивые куколки. Они называются Хина.:
Как создать из лоскутов куколку хина :
Если вместо бусинки сделать пуговку и внутрь не вставлять вату – получается превосходная упаковка для подарка
Японские куклы-кокеши из фетра
На создание этого мастер-класса меня вдохновила традиционная японская кукла-кокеши. Эти деревянные куклы отличаются простотой формы и очень органичной росписью (как наша матрешка). Каждая кукла раскрашивается вручную и обладает собственным характером и настроением. Красота через простоту — чудесная философия жизнелюбия.
В своем мастер-классе я расскажу, как сделать из фетра пару заколочек для волос и шляпную булавку.
Прежде всего, нам нужна выкройка. На этом этапе уже нужно представлять технологию, последовательность и нюансы сборки. Эскиз своих кокеши и выкройку я нарисовала в графическом редакторе. Временные затраты на муки творчества и создание выкройки я не стала включать в продолжительность мастер-класса. Встречайте наших очаровательных девушек: Хикару, Момоко и Сачико! (не удержалась и дала им имена)
Выкройку печатаем. Можно двигаться дальше.
Вырубка. Шаг очень трудоемкий и ответственный. От того, как аккуратно мы вырежем все детали, будет зависеть конечный вид изделия.
Во время вырубки лезвие ножа всегда должно идти перпендикулярно поверхности. Сразу оговорюсь, высота каждой фигурки всего 6 см, т.е. детали довольно мелкие, орудовать ножницами или канцелярским ножом очень тяжело. Вот что вышло у меня:
В завершение этого шага стоит собрать все детали в фигурки, посмотреть, все ли подходит друг к другу. При необходимости что-нибудь подкорректировать ножом или небольшими ножницами.
Обратите внимание: на выкройке деталь тельца куколки ýже, чем деталь кимоно. Это сделано для того, чтобы придать фигурке «правильный» объем и избавиться от эффекта многослойного пирога, когда смотришь на нее сбоку.
Этот шаг мой любимый, мы украшаем нашу куколку, шьем ей кимоно, цепляем красивые заколочки и ленты — все как в детстве! Тут неограниченный простор для фантазии.
Я ничего специально не покупала для нарядов кокеши, просто заглянула в свои мелкие заначки, состоящие из остатков и спонтанных необоснованных покупок под девизом «когда-нибудь пригодится». Это было очень приятно, как будто тебе надо приготовить ужин из того, что завалялось в холодильнике и ты открываешь холодильник, а там. там полно вкуснейших деликатесов, вместо ожидаемой пары чахлых картофелин. Среди моих «деликатесов» обнаружились потрясающе красивые металлизированные и переливающиеся шелковые нити мулине, золотистый бисер и атласные ленточки разной ширины и цветов. В общем, роскошный «ужин» можно из этого приготовить!
Черной акриловой краской я рисую лица кокеши, на них обозначены только глазки, поэтому за счет их формы я попыталась передать характеры куколок: застенчивость Хикару, кокетливость Момоко и веселость хохотушки Сачико.
Кимоно Хикару и Момоко я также раскрасила акриловыми красками, а кимоно Сачико украсила декоративной строчкой золотого цвета (акриловой краской обозначен только белый треугольничек нижней сорочки). При вышивке не стоит делать узелков на изнаночной стороне, концы нити можно просто спрятать в фетр или закрепить капелькой клея.
На самом деле задние части Хикару и Момоко можно было и не расписывать, ведь они будут не видны, когда мы прикрепим фигурки к основам для заколок. Сачико же у нас будет шляпной булавкой, поэтому я считаю, что спинку тоже не помешает качественно оформить, я даже решила сделать имитацию традиционного пояса оби из атласной ленты. Для этого нарезаем кусочки ленты подходящей длины, края подпаливаем зажигалкой чтобы не сыпались, ленту оборачиваем вокруг детали,пропуская ее под рукавами кимоно и приклеиваем с изнаночной стороны. Сзади оборачиваем пояс небольшим кусочком ленты, как показано на фотографии, фиксируем капелькой клея. Далее берем мулине в пару нитей и завязываем прямой декоративный узел спереди (обратите внимание, как он правильно завязывается), сзади такие же нити продеваем в получившуюся «муфточку» на поясе, концы нитей закрепляем клеем с изнаночной стороны. Моя лента была широковата, и я сложила ее вдвое, чтобы лента и нити от меня не убегали, я воспользовалась иглой, чтобы закрепить пояс сзади. Чтобы клей схватился удобно использовать канцелярские зажимы в качестве пресса.
Для Момоко я не стала «завязывать» пояс сзади, просто сделав декоративный узел из мулине спереди, а для Хикару просто приклеила ленту-пояс, т.е. не делаем того, что не видно. Не забываем украшать прическу, детали делают впечатление. Я вышишила золотой нитью диадему Момоко, заколочку Хикару, шелковой нитью перевязала пучки на голове Сачико (предварительно приклеив детали прически к головке), тут же я использовала золотистый бисер.
Чтобы зонтик Сачико был похож на зонтик, а не на блинчик, вырезаем небольшой сектор из круга и аккуратно склеиваем его края, должен получиться невысокий конус. Спицы зонтика прошиваем из центра черной нитью, заодно маскируя клеенный шов. Хвостик нити не обрезаем, им мы пришьем наш зонтик к кокеши.
Сборка и склеивание деталей. Аккуратно, внимательно и без спешки одеваем наших куколок. На этом этапе нужно продумать, как будет крепиться наша фурнитура. Для Сачико мне пришлось сделать надрез внутри тельца, чтобы располжить там конец шляпной булавки с ушком. Булавку я закрепила нитью и усилила соединение клеем.
Такое решение сводит на нет нежелательное утолщение из-за булавки. Теперь приклеиваем спинку и перед кимоно. Тщательно проклеиваем края, клей я наношу зубочисткой, чтобы хорошо все промазать и при этом не вылезали излишки. Использование канцелярских зажимов позволяет прижать самые края деталей друг к другу, чтобы сквозь швы кимоно не было видно тельца куколки. После склеивания деталей пришиваем зонтик, хвостик нити аккуратно прячем в фетр. Вот что у меня получилось.
Для оставшихся двух куколок приклеиваем к тельцу задние детали кимоно. Далее, для крепления к основам-крокодильчикам клеим к спинке ленточку подходящей ширины, продев ее под пояс.
Затем одеваем наших кокеши, тщательно приклеивая слой за слоем.
Осталось только закрепить кокеши на заколках, для этого мы просто приклеиваем ленты к заколке, предварительно обезжирив поверхность. Концы лент продеваем на внутреннюю сторону заколки под пружину, приклеиваем к основе и склеиваем между собой.
Когда-то я написала эту статью для своего блога, но, к сожалению, на ЯМ запрещены прямые ссылки на сторонние ресурсы. Кимэкоми — техника древнейшая, уникальная и, на мой взгляд, заслуживает отдельного рассказа о ее происхождении. Итак 🙂
Не секрет, что куклы играют особую роль в японской культуре, далеко выходящую за рамки простой игрушки.
С происхождением этого вида кукол связана довольно любопытная история.
По легенде, кимэкоми-нингё (они же камо-нингё, они же камигамо-нингё) впервые изготовили в киотском храме Камо — одном из самых древних синтоистских комплексов страны.
Как обычно перед фестивалем Такахаши вырезал из ивы, в изобилии росшей по берегам реки Камо, декоративные элементы для церемонии и вдруг заметил, что один из непригодившихся деревянных брусков удивительным образом напоминает фигуру человека. («Нингё» в переводе с японского означает «кукла», а для записи этого слова используются два иероглифа — соответственно «человек» и «форма».)
Наверняка возле Такахаши крутились маленькие сыновья, и, чтобы как-то развлечь их, плотник вырезал из бруска фигурку и «одел» ее в лоскуты тканей, оставшихся от праздничных одеяний участников церемонии. Он приклеивал каждый лоскуток и вдавливал его краешки в туловище будущей куклы. Настоятелю Камо так понравилась идея Такахаши, что этих кукол стали изготавливать в храме и продавать как сувениры на ежегодном торжестве.
Лицо и руки кукол не раскрашивали и ничем не покрывали и розоватый оттенок ивы придавал им уникальную текстуру. Черты лица и волосы рисовали тушью суми.
Приходящие на праздник люди охотно покупали нарядные фигурки: им очень нравились маленькие (3-10 см) симпатичные куколки — император с императрицей, придворные, боги и демоны, воины и герои, простые крестьяне, а также животные.
В Японии и прежде, задолго до этой истории, существовало множество разнообразных деревянных и тканевых кукол, но Такахаши Тадашиге был первым, кто придумал одеть простенькую деревянную фигурку в настоящую одежду. Так совершенно случайно обыкновенный плотник создал новый, абсолютно уникальный вид национальной куклы.
Тут стоит отметить, что разные источники расходятся во мнении, кем в реальности был автор кимэкоми — синтоистским священником или работником при храме. Некоторые считают, что изначально кукла задумывалась как детская игрушка и не несла в себе функцию храмового сувенира или амулета. К сожалению, мне не удалось найти ни одного документального свидетельства в пользу того или иного утверждения.
Впоследствии Тадашиге передал технику изготовления своему старшему сыну Дайхачи (Daihachi), а затем и внуку Даийчиро (Daiichiro).
Внук Тадашиге Даийчиро также успешно продолжил традицию мастерства, доведя технологию до совершенства. Необычайно плодовитый, особенно в период Бунсэй и Тэмпо (1818-1854 гг.), он получил общенациональное признание. Его считали непревзойденным мастером кимэкоми, работы чрезвычайно ценились, многие из них прекрасно сохранились и дошли до наших дней.
Искусно выполненные, утонченные кимэкоми-нингё в эту эпоху вошли в моду и стали пользоваться чрезвычайной популярностью: их везли из Киото в столицу, город Эдо (старое название Токио), в качестве ценных подарков для знатных и влиятельных особ. Тогда же появились и первые коллекционеры этих кукол и далеко не каждому была доступна такая вещь.
Чуть позже, в эпоху Мэйдзи (1868-1912), Eikichi Yoshino, знаменитый токийский кукольный мастер, стремясь возродить традиционную школу искусства изготовления кимэкоми и сделать кукол доступными не только для знати, изобрел новую технологию изготовления формы. Туловище отливалось из опилок дерева павлония, смешанных с рисовым клеем. Высыхая через 4-5 дней, такая форма становилась одновременно влагостойкой, легкой и прочной, в ней было гораздо проще прорезать канавки для заправления ткани, а также шлифовать и натягивать ткань.
Голову и руки также отливали из этого состава. Детали затем покрывали подобием эмали (gofun) из измельченных устричных раковин, поверхность полировали и тщательно отрисовывали черты лица и волосы.
Такой способ значительно ускорял и облегчал процесс создания каждой куклы по сравнению с традиционным.
Большинство современных мастеров с удовольствием используют недорогой и удобный метод Yoshino, однако голову и руки сегодня делают из гипса либо фарфора, для волос используют специальные трессы, очень похожие на натуральные человеческие волосы, а лицо по-прежнему расписываю вручную, делая каждый образ неповторимым.
И именно уникальная техника изготовления кимэкоми делает их столь необычными, совершенно непохожими на прочих японских кукол. Прочный корпус, простые, но выразительные формы создают эффект естественного объема наряда, а четкие линии прорезей точно передают естественную пластику персонажа. От самых простых кимэкоми-дарума до изысканных кимэкоми-хина, эти куклы всегда сохраняют присущие только им элегантность и очарование.
Делаем куколку-японку: имитация традиционного кимоно и прически
В последнее время я активно рассматриваю тему японской одежды и причесок для одной из своих кукол. Оказалось, тема обширная и крайне интересная. В процессе родилась идея довольно простой имитации кимоно для кукол маленького размера, про которую я хочу здесь рассказать. Здесь я поэтапно изготавливаю небольшую куколку, которую можно использовать в качестве декоративного элемента, например, в цветочном горшке (где она сейчас и живет со своей подружкой :), но этот способ изготовления кимоно можно использовать для любых небольших кукол. Можете подключить к делу и детей постарше – девочкам будет интересно переодеть любимую куклу, а заодно узнать немного о красавицах из страны восходящего солнца.
Во-первых, расскажу о моих материалах:
Вначале собираем заготовку для куклы – надеваем три шарика на палочку (большой-поменьше-большой). Если шарики мягкие – можно насадить его на палочку немного под углом и поменять позу куколки. Шарик-голову нацепляем на круглый конец палочки, туловище придвигаем ближе к верху. Отрезаем от проволоки руки и ноги подходящей длины (ноги – двойной кусок, чуть длиннее туловища + головы; руки примерно 2/3 от ног). Не забываем оставить небольшие припуски на ладони и ступни. Продеваем руки в верхний шарик, ноги – в нижний, ближе к его верхнему краю (если шарики деревянные – руки обматываем на шее над грудью, а ноги – между «талией» и «бедрами»). Загибаем ладони и ступни в виде небольших петелек (я оставляю на руках еще большой палец, на случай если буду давать ей в руку веер, но так рука менее аккуратная получается).
2. Зафиксируем клеем проволоку и шарики в указанных местах:
3. Воротничок делаем из обрезка ленты 10-15 см. Можно отрезать от нашего третьего, самого узкого куска, если ленточки в дефиците. Прикладываем крест-накрест (вначале правая половина, затем левая – это важно, если хотим соблюдать историческую достоверность). Фиксируем обе на клей в районе груди. Концы обрезаем или подклеиваем, обернув за спину.
4. Выкройку кимоно можно найти в интернете – она очень простая. В Японии экономили ткань, поэтому выкройка кимоно состоит исключительно из прямоугольных кусков – более того, ширина рукавов и половинок передней части и спинки была одинакова (для кимоно бралась ткань небольшой ширины, 35-50 сантиметров). Также примечательно, что размер практически не отличался, и подгонка под рост и фигуру шла в процессе надевания костюма.
Выкройку я тут упрощаю еще сильнее. Однако (в душе я немного реконструктор) я все-таки разберу полноценный вариант, который надевается с собиранием ткани на талии. Традиционно, кимоно девушки было длиннее ее роста где-то на 20 сантиметров, и, одеваясь, она собирала его в складку на талии – мы тут будем пытаться все это воспроизвести. Однако, если исторический аспект вас не привлекает, можно сделать просто «халат» и завязать поясом, внешне на таком размере куклы будет смотреться все равно похоже.
Начинаем шить с нижнего кимоно. Если две самые широкие ленточки разной ширины – для нижнего берите поуже. Но проще всего будет одевать куклу, если ширина двух больших лент одинаковая (у меня это не так, пришлось повозиться, чтобы смотрелось аккуратно).
Итак, отрезаем от ленты кусок такой длины, чтобы, сложенный вдвое, он был несколько ниже ног куклы (если же вы хотите обычный «халат», то берите длину до ступней). Нужно два таких куска – это будут правая и левая половинки кимоно. Для рукавов берем два куска примерно в 2/3 роста куклы (сложенный вдвое должен быть в длину от плеча до бедра).
5. Прогладим по возможности складку посередине больших кусков, чтобы наметить где будет плечо. Подпаливаем все края зажигалкой. Теперь сшиваем (по изнаночной стороне, маленькими стежками) половинки друг с другом, от края до середины (кадр 1). Это будет спинка кимоно.
Прошиваем боковые швы, внизу шов идет до конца, вверху оставляем зазор 3-4 см для рукава (кадры 2-3).
6. Берем рукав и складываем изнанкой наружу, плотно совместив края. Расплавляем край зажигалкой и быстро прижимаем, руками или плоскогубцами – края должны сплавиться друг с другом (кажется, такой прием используется при изготовлении цветочных канзаши). Если остались дырки, можно аккуратно подплавить их снова. Результат показан на кадре 1.
Теперь прошиваем рукав вдоль одной стороны, начиная от «шва» и не доходя до верха на 2-3 см – кадр 2.
Полученный рукав выворачиваем, прикладываем к кимоно так, чтобы сплавленный «шов» был внизу, а зашитый боковой вырез прилегал к туловищу (кадр 3). Пришиваем вдоль небольшого отрезка – на 1 см вперед и назад от линии плеча.
7. Повторяем все со вторым рукавом. Получилась одежда с вырезами в месте крепления рукава – это было традиционно для женского кимоно (а вот мужские кимоно были в районе подмышек зашиты целиком – считалось, что в обоих случаях должно присутствовать подобающее количество отверстий в одежде).
9. Приподнимаем таким же образом левый подол – формируем складку поверх правой половинки. Одновременно распрямляем складку на спине. Потом совмещаем на груди две половинки кимоно, так чтобы правая складка находилась в левой, и половинки кимоно на талии лежали одна поверх другой (кадр 2 – видно, что ленточки наложены практически вровень, более широкие ленты будут даже внахлест). Снова помогаем себе булавкой. Плечи кимоно должны теперь несколько опуститься, а воротник чуть-чуть шире охватывать шею. Помните, что шов между кимоно и рукавом (который в европейской одежде должен был бы быть на плече) у японцев «сползает» практически до локтя.
10. Когда кимоно выровнялось, и булавка фиксирует наложенные друг на друга половинки, обматываем талию плотной ниткой под складкой (я тут, устав играть с куколкой, просто приподнимаю кимоно над плечами – булавка не дает ему разъехаться).
Теперь расправим части на груди так, чтобы они красиво лежали крест-накрест, и к талии начинали аккуратно накладываться друг на друга – веревочка уже не дает им сместиться, поэтому можно осторожно подтягивать, пока они красиво не лягут. Пользуемся разрезами на боках, туда можно просунуть пальцы.
Полученный результат фиксируем второй веревочкой уже поверх складки.
11. Обвяжем поверх веревочки небольшой обрезок ленты – широкая полоса будет придерживать кимоно аккуратнее. Ленту можно завязать узлом на спине – концы я оставлю, пусть будут видны под верхним кимоно, но в принципе их можно и обрезать. Кадр 3 – еще одна веревочка, уже поверх ленты можно ее не завязывать. Теперь можно вздохнуть свободно и убрать булавки, нижнее кимоно надето! 🙂
Можно сделать перерыв на маленькую историческую справку.
Ткань для кимоно (узор на ней и сам материал) стоили намного дороже самого пошива. Для стирки кимоно рекомендовалось вообще распарывать, а потом части аккуратно сшивались заново. Бедные люди использовали ткань из старых кимоно заново, для детской одежды, сумок и коротких накидок до пояса. Для пошива кимоно использовалась различная ткань – шелк, шерсть, хлопок, сатин. В настоящее время используется также полиэстер и прочие искусственные ткани.
Сейчас в Японии кимоно является одеждой профессиональных гейш и их учениц-майко (во многом благодаря данному институту, в интернете так много сведений о японском костюме и прическе. 🙂 Также распространены летние хлопковые кимоно (юката) – многие люди, особенно девушки, носят их на летние фестивали. Девочкам кимоно обычно помогают надевать мамы или старшие родственницы, также существуют курсы, посвященные выбору ткани и правильному надеванию кимоно – далеко не все японки умеют надевать кимоно самостоятельно.
Вернемся к нашей куколке. Сделаем второе, верхнее кимоно, после чего займемся поясом и прической.
12. Пошив верхнего кимоно в нашем случае ничем не отличается от нижнего. Длина ткани на перед и спинку такая же, а вот рукава лучше сделать на 1-2 см. длиннее – будет легче надевать их поверх. Поскольку процесс не меняется, не буду его описывать – продемонстрирую только заготовку и результат. Я хочу делать верхнее кимоно из более интересной, полупрозрачной ленточки. К тому же, как видно на фото, моя вторая лента сильно шире первой – это создает проблемы со складками на плечах и с рукавами.
Надевая кимоно, укладываем рукава внутреннего кимоно в рукавах верхнего.
13. Начинаем надевать второе кимоно аналогично первому. Когда закладываем складки на талии, если лента была широкая, нужно заводить ее дальше вокруг туловища, и прижимать к бедру. Аналогичным образом намечаем правую складку, затем левую, и совмещаем половинки кимоно, оборачивая их вокруг туловища. Используем булавки. Затем обматываем по талии ниткой для фиксации.
14. Опускаем и расправляем складку, укладываем ровно кимоно на груди. Лента у меня скользкая и широкая, булавок использую много. Закрепляю с обоих боков, складку на спине прижимаю и подкалываю булавкой тоже.
15. Обматываю ниткой поверх складки. Стараемся фиксировать хорошо, сейчас поверх этого мы будем завязывать традиционный пояс.
16. Пояс оби делался из широкого (до 60 см) и очень длинного куска ткани, и часто стоил дороже всего остального изделия. На спине он завязывался различной формы бантами – часто используются «фальшивые», намертво закрепленные банты. Поскольку сделать пояс на талии и пришить к нему готовый бант несложно, этот сценарий вы можете выполнить самостоятельно – и тогда можете смело пролистать ближайшие два пункта! 🙂
Способы завязывания сложных бантов я пока еще только планирую изучить, поэтому тут я пока буду делать самый простой бантик, главное чтобы лежал на поясе красиво.
Для пояса берем третью ленту, отрезаем от нее кусок 50-70 см. Прикладываем пояс спереди, лицевой стороной наружу, так чтобы правый «хвостик» был в длину сантиметров 15, для будущего банта. Положив куклу спиной к себе, фиксируем его так, чтобы от талии он поднимался вверх, на плечо. Длинный «хвост» слева начинаем обматывать по кругу горизонтально, обмотка должна быть плотной.
17. Когда левый «хвост» по длине сравнялся с приколотым у плеча правым, останавливаемся и начинаем завязывать бант. Делаем одиночный узел, перекидывая левый конец через правый. Полученный узел должен оказаться на талии сзади, по центру, а концы ленты будут направлены вверх и вниз. Теперь завязываем из них обычный бант – он получится полностью горизонтальным и будет держаться над верхним краем пояса.
18. Остался последний штрих – традиционная прическа нихонгами. Она имеет устоявшийся порядок собирания волос в пучок, каждая прядь имеет собственное название. У нашей куколки прическа будет состоять из несколько прядок шерсти для валяния, приклеенных к голове – ну а места приклеивания возьмем такие, чтобы соответствовали японской традиции.
Намечаем 4 линии приклеивания – вдоль лба («челка»), по затылку и две линии по бокам.
19. Берем три прядки шерсти для валяния, одну чуть толще и длиннее. Приклеиваем короткие прядки вдоль линий 1 и 2 (по лбу и затылку), за их серединку. Третью, более большую прядку, приклеиваем поперек макушки, смазав клеем макушку и две полоски, намеченные на боках. Получается существо, напоминающее пластмассовых троллей из далеких 90-х – такие же длинные патлы, торчащие во все стороны. 🙂
20. Связываем конский хвост из внутренних половинок челки и затылка – это будет основа прически. Потом подвязываем к нему сначала остатки затылочной части волос (потуже), потом обе боковые прядки (их можно послабее, уложив волнами около лица).
21. Челку перевяжем маленьким бантиком, потом тоже подвяжем к хвосту.
22. Конский хвост собираем в петлю вокруг пальца. Петлю обвязываем небольшой ленточкой. Некоторые прически оставляли ее так, а мы сделаем прическу с пучком, обвязанным бантом – такую делали юным девушкам. Для этого петлю прижимаем к макушке (и основанию хвоста) и завязываем концы ленты вокруг нее. Последние два кадра показывают вид сзади и вид сбоку: бантик оказывается на верху пучка (извиняюсь за качество фото – уже не первый раз).
23. Японки намазывали волосы очень твердым и плохо отмывающимся маслом, делающим фиксацию намертво – я над куколкой издеваться не буду, оставлю немного бесформенный пучок и мягкие боковые прядки, а так можно было бы завершить все это разведенным клеем ПВА.
В качестве завершающего штриха, делаем для красавицы пару украшений – я здесь использую портновские булавки с насаженными на них бисеринками или кусочками ленты. Ну и про лицо не будем забывать, конечно!
К прическе можно сделать гребень из плотной бумаги или фольги или подклеить искусственные цветочки – включайте фантазию! Можно дать кукле веер из полукруга цветной бумаги или (как у меня) – маленький бумажный зонтик. Можно сделать сандалии, обернув ступню белой тряпочкой и приклеив к ней подошву, вырезанную из пробки и сделав два стежка – ремешки.
Ну и на этом закончим. Всем спасибо за внимание, надеюсь, этот небольшой экскурс в историю оказался кому-то интересен 🙂
Если тема понравится, я вероятно сделаю более подробный разбор, когда доберусь до куклы, ради которой велась вся эта исследовательская работа.